Первые
театральные представления включали в себя слово и пение, танец и движение.
Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились
самостоятельными "но мерами". Подобные действа отличались
синкретизмом (от греч. "синкретисмос" - "соединение"), т.
е. такой степенью слитности составных частей (музыки и слова в первую очередь),
что зритель не мог вычленить их в своём сознании и оценить каждую форму
отдельно. Постепенно публика научилась различать элементы представления, и со
временем из них развились известные нам виды театра. Синкретизм сменился
синтезом - намеренным соединением разных форм.
По видам действий актёра во время
представления различают следующие виды театров:
абсурда
авторский
балет
детский
драматический
зверей
инвалидов
крепостной
кукольный
мюзикл
одного актёра
оперный
оперетта
пантомима
пародии
песни
поэзии
сатиры
танца
света
теней
уличный
эстрады
Самый распространённый и популярный вид - драматический
театр. Главное выразительное средство - слово (не случайно этот
театр иногда называют разговорным). Смысл происходящих на сцене событий,
характеры действующих лиц раскрываются с помощью слов, которые складываются в
текст (он может быть прозаическим или стихотворным).
Спектакль Тамбовского драматического театра «Ромео и Джульетта» 1941 год.
Ещё один вид театрального искусства – опера. В опере
условность театра особенно очевидна - ведь в жизни люди не поют, чтобы
рассказать о своих чувствах. Главное в опере - музыка. Однако партитура (нотная
запись музыки) должна быть представлена, разыграна на сцене: содержание
произведения раскроется полностью только в сценическом пространстве. Такой
спектакль требует особого мастерства от исполнителей: они должны не только
уметь петь, но и обладать актёрскими способностями. При помощи звуков актёр
певец способен выразить самые сложные чувства. Воздействие музыкального
спектакля - при сильном составе певцов, хорошем оркестре, профессиональной
режиссуре - может быть мощным, даже опьяняющим. Оно подчиняет зрителя, уводит
его в мир божественных звуков.
Опера «Принцесса Турандот»
В XVI в. на основе придворных и народных танцев начал
формироваться балетный театр. Само слово "балет" происходит
от позднелатинского ballare - "танцевать". В балете о событиях и
взаимоотношениях персонажей рассказывают движения и танцы, которые артисты
исполняют под музыку, сочинённую на основе либретто. В конце XX в. стали
распространёнными бессюжетные спектакли, созданные на музыку симфонических
произведений. Ставит подобные представления хореограф. "Хорея" в
переводе с древнегреческого значит "пляска", а "графо" - "пишу".
Следовательно, хореограф "пишет спектакль" при помощи танца, строит
пластические композиции в соответствии с музыкой и сюжетом. В балетных
спектаклях, как правило, заняты солисты, а также корифеи - именно так в русском
театре называли главного артиста кордебалета, танцевавшего на первой линии,
ближе к зрителям. Кордебалетом именуют участников массовых сцен.
Балет "Лебединое озеро" на VIII Международном фестивале балета
"Мариинский"
История оперетты насчитывает чуть
больше полутора веков. В науке существуют две точки зрения на оперетту.
Некоторые учёные считают её самостоятельным видом театрального искусства,
другие - жанром (то же можно сказать о мюзикле). Первые спектакли,
преимущественно комического содержания, по явились во второй половине XIX в. в
парижском театре "Буфф Паризьен". Сюжеты оперетт обычно комедийные,
разговорные диалоги чередуются с пением и танцами. Иногда музыкальные номера не
связаны с сюжетом, являются интермедиями (см. статью "Жак Оффенбах, Иоганн
Штраус и лёгкая музыка второй половины XIX века" в разделе
"Музыка").
ОПЕРЕТТА Иоганна Штрауса Цыганский барон.
Театр музыкальной
комедии. Екатеринбург
В конце XIX столетия в США появился мюзикл. Это
сценическое произведение (как комическое, так и драматическое по сюжету), в
котором используются формы эстрадного искусства, драматического театра, бале та
и оперы, бытового танца. В оперетте музыкальные фрагменты могут быть вставными,
в мюзикле -. никогда, они "растворены" в действии. Мюзикл - искусство
для всех. Сюжеты, как правило, просты, а мелодии часто становятся шлягерами.
История мюзикла началась в 1866 г. - тогда в Нью-Йорке было показано музыкально
драматическое представление "Чёрный плут" (в другом переводе
"Злодей мошенник"). Успех был ошеломляющим и неожиданным. Однако
полноправное место среди других видов театрального искусства мюзикл занял
только в 20х гг. XX столетия. Подобные спектакли стали появляться сначала в
США, а после Второй мировой войны - на сценах Англии, Австрии, Франции.
Наиболее удачные мюзиклы были экранизированы ("Кабаре",
"Шербурские зонтики", "Звуки музыки").
Мюзикл "Кошки" (The Cats Musical)
Самый древний вид театральных представлений - пантомима
(от греч. "пантбмимос" - "всё воспроизводящий подражанием").
Это искусство зародилось ещё в античности. Современная пантомима - спектакли
без слов: это или короткие номера, или развёрнутое сценическое действие с
сюжетом. В XIX столетии искусство пантомимы прославили английский клоун Джозеф
Гримальди (1778-1837) и французский Пьеро - Жан Гаспар Дебюро (1796-1846).
Традиция была продолжена Этьеном Декру (1898- 1985) и Жаном Луи Барро (19 10-
1994). Декру основал школу так называемой чистой пантомимы - чтобы делать на
сцене "только то, что не под силу другому искусству". Сторонники
таких представлений считали, что жест правдивее и ярче слова. Традиции Барро и
Декру про должил знаменитый французский мим Марсель Марсо (родился в 1923 г.).
В Москве Генрих Мацкявичюс организовал Театр пластической драмы, репертуар
которого включает сложные и глубокие спектакли на мифологические и библейские
темы.
Театр пантомимы "PlasticOn"
В последнюю четверть XIX в. по всей Европе, но в первую
очередь во Франции, стали создаваться театры кабаре, в которых
соединились формы театра, эстрады, ресторанного пения. Наиболее знаменитыми и
популярными были "Чёрная кошка" в Париже, "Одиннадцать
палачей" в Мюнхене, "Пропади всё пропадом" в Берлине,
"Кривое зеркало" в Петербурге. В помещениях кафе собирались люди
искусства, и это создавало особую атмосферу. Пространство таких представлений
могло быть самым необычным, но чаще всего выбирался подвал - как нечто
обыкновенное, но в то же время таинственное, немного запретное, подпольное. С
кабаретными представлениями (короткими сценками, пародиями или песнями) и для публики,
и для исполнителей было связано особое переживание - чувство ничем не скованной
свободы. Ощущение тайны обычно усиливалось тем, что такие представления
давались поздно, иногда ночью. По сей день в разных городах мира встречаются
настоящие кабаре.
«Мулен Руж Кабаре Канкан»
Особый вид театрального представления - кукольный театр. В Европе он
появился в эпоху античности. В Древней Греции и Риме игрались домашние
спектакли. С того времени театр, конечно, изменился, но осталось главное - в
таких представлениях участвуют только куклы. Впрочем, в последние годы куклы
часто "делят" сцену с актёрами. У каждого народа свои кукольные
герои, в чём то похожие, а чем то разные. Но всех их объединяет од но: на сцене
они шутят, озорничают, высмеивают недостатки людей. Куклы отличаются друг от
друга, и по "внешности", и по устройству. Наиболее распространены
куклы, управляемые при помощи ниток, перча точные и тростевые куклы.
Представления кукольного театра требуют специального оборудования и особой
сцены. На первых порах это был просто ящик с проделанными снизу (или сверху)
отверстиями. В Средние века спектакли устраивались на площади - тогда между
двух столбов натягивалась занавеска, за которой прятались кукловоды. В XIX в.
представления стали играть в специально выстроенных помещениях.
Особая форма кукольного театра - театр марионеток, деревянных кукол. Для
кукольного театра сочинялись специальные сценарии. История мирового театра
кукол знает много известных имён. Огромным успехом пользовались спектакли С. В.
Образцова. Новые решения предлагает в своих фантазиях Реваз Леванович Габриадзе
(родился в 1936 г.), грузинский кукольник и драматург.